Онсэн-рёканы и японская философия гостеприимства
Нет сомнений, что приезжая в Японию любой турист предпочтет разместиться в рёкане, несмотря на некоторые неудобства и непривычный для европейца уровень комфорта. Но именно традиционный японский дом привлекает иностранцев, желающих погрузиться в неповторимую атмосферу страны восходящего солнца.
На днях Генеральное консульство Японии в Санкт-Петербурге при поддержке министерства иностранных дел Японии организовали лекцию господина Ёсихару Хосино, президента и владельца ведущей японской гостиничной сети Hoshino, превратившей японскую культуру традиционных гостиниц-рёканов в мировой бренд.
Эта тема вызвала огромный интерес у петербургских отельеров и представителей турбизнеса, собравшихся в лектории гостиницы Англетер, чтобы узнать секреты японского гостеприимства и привлекательные стороны туризма в Японии. Мероприятие проходило в рамках программы Года Японии в России- 2018.
В настоящее время в Японии насчитывается 9 879 гостиниц, из них – 41 899 – рёканы, 13 000 – онсэн-рёканы и 27 000 хостелы.
Рёкан – традиционный японский дом, в котором почти нет мебели, пол застлан татами, стены – бамбуковые раздвижные перегородки, вместо кровати используется специальный матрас «футон», который стелется прямо на пол. Спать на нем непривычно, зато полезно. Рёканы высокого класса имеют просторные помещения с окнами на приватный японский сад, отдельные ванные комнаты и всякие современные дополнения, необходимые человеку 21 века, особенно иностранному туристу. Например, диваны, стулья, столы и т.п.
Рёканы Hoshino Resorts сумели очень тонко выдержать баланс между традициями и благами цивилизации. Все они обязательно имеют онсэны (горячие источники) и включают завтраки кайсеки – самый изысканный стиль японской еды. Также по желанию гостей предлагаются японские культурные программы – чайные церемонии, общение с гейшами, мастер-классы по облачению в кимоно и т.п.
Кстати, японцы обожают проводить уик-энды в хорошем рёкане. Удовольствие это не дешевое – размещение с завтраком и ужином стоит минимум 100 долларов за ночь с человека. Стоит иметь в виду, что ноябрь-декабрь в Японии – самый популярный туристический сезон, и все лучшие рёканы бронируются на много недель вперёд!
В настоящее время горячие источники Японии поддерживает целая инфраструктура, называемая онсэн фукиагэ. Поскольку страна восходящего солнца расположена на островах вулканического происхождения, то термальные воды нашли много выходов на поверхность земли по всей стране. В таких местах обустроено около двух тысяч действующих онсэнов: в горах, на побережье, в столице и деревнях.
Купание в источниках – древний ритуал, имеющий свои традиции и правила. Во-первых, онсэны расцениваются японцами как общественные места, где люди уединяются от городского шума и суеты, расслабляются, поэтому вызывающее поведение, громкие разговоры и игры с водой здесь недопустимы. Во-вторых, онсэны разделены на мужскую и женскую части, и входить в источник можно только в обнаженном виде. Контакт любой ткани с водой запрещен, поэтому полотенце японцы держат во время водной процедуре не иначе, как на голове. В-третьих, людей, имеющих татуировки на теле в общественные купальни не допускают. Дело в том, что в Японии татуировки исстари ассоциируются с воинственной мафией якудза и очень неприятны для глаз окружающих.
Понятно, что иностранцы редко имеют такие росписи на теле, но даже небольшую татуировку им рекомендуют заклеить пластырем перед посещением онсэна. По словам г-на Ёсихару Хосино, эта мера помогла значительно увеличить число иностранцев в отелях Hoshino Resorts .
Говоря о ситуации в мировом гостиничном бизнесе, японский гуру отметил тенденцию коммодитизации – это процесс перехода бренда из марочной категории в категорию рядовых продуктов (commodity), когда игрокам рынка трудно сохранить конкурентные преимущества. Сегодня все средства размещения стараются узнавать нужды гостя и максимально соответствовать им, но это ведет к стандартизации гостиничных услуг. Как же отелю найти свое лицо?
Практика Hoshino Resorts показывает, что иногда смелые шаги рождают уникальный продукт. Например, в рёканах отсутствуют телевизоры, и далеко не всем гостям это нравится. Но цель рёканов – переключить мозг людей от массмедиа на природу, красоту места, шум ветра, реки, пение птиц. И эта идея прижилась! Уникальный сервис японского гостеприимства пришелся по душе не только японцам, но и иностранным туристам. В этой связи, г-н Ёсихару Хосино рекомендовал петербургским отельерам не бояться предлагать гостям смелые решения!
«Японская индустрия путешествий и туризма стала свидетелем серьезных изменений, и мы предполагаем продолжение этой тенденции в следующем столетии, когда
путешествия и туризм станут ведущей отраслью по поддержанию мира во всем мире. В век глобализма влияние общественного мнения неизбежно и заставляет меня поверить, что путешествие в какой-то степени влияет на это общественное мнение.
Я считаю, что соединять людей по всему миру – это особый вид магии, которую может провоцировать только индустрия туризма, поскольку путешествия побуждают людей уважать и любить места, традиции и культуру других людей», – сказал Киту Ёсихару Хосино.
В настоящее время компания Hoshino Resorts управляет 36 объектами в 14 регионах страны и за пределами Японии. В 2014 году бренд Hoshino отпраздновал 100-летний юбилей с открытия своего первого рёкана в Нагано. 20 января 2017 года состоялось открытие гостиницы “HOSHINOYA Bali” на острове Бали. Сегодня в активе сети – 700 номеров – рёканов.