Магия вепсских народных традиций
Если хотите проникнуться культурой малой народности Ленобласти – вепсов, как говориться, потрогать ее руками, то вам прямая дорога в Центр ремесел и народную студию декоративно-прикладного искусства «Домовушка». Как только туристы переступают порог выставочного зала в Лодейном Поле, у них дыхание перехватывает от яркой красоты!
Говорят, вепсскую женщину сперва услышишь, а уже потом увидишь – это из-за обилия бренчащих украшений в ее традиционном костюме. Каких-то сто лет назад вепсянки носили по 12-15 кг всяких бубенчиков в виде разных животных: на поясе, гайтанах (плетеная тесьма), заборышниках (расшитый воротник), бусах, серьгах и нашивках.
Вепсы были язычниками, и приняв православие, по-прежнему верили в духов, а злых, по их мнению, необходимо было отпугивать звоном.
В коллекции «Вепсская ярмарка» народной студии «Домовушка» представлено 9 традиционных костюмов жителей Присвирья и Приоятья на все случаи жизни. Никогда бы не подумала, что свадебный наряд невесты может быть таким строгим – белый верх, темный низ, на голове повойник с полотенцем, единственное украшение всего комплекта, разумеется, роскошная вышивка.
Древнейшие орнаменты вепсов – многократно повторяющиеся геометрические фигуры (кресты, ромбы, многоугольники, «утиные лапки», завитки). Сюжетные вышивки, исполненные на полотенцах, предметах одежды, представляли собой сложные композиции, состоящие из женских фигур, коней, птиц, стилизованных деревьев, фигур лягушки-роженицы, изредка – волков-оборотней. Все эти образы имели глубокий смысл и отражали мифологические представления вепсов об устройстве мира.
Наиболее богатый орнамент присутствовал на обшлагах и подолах мужских рубах, свадебных полотняных нижних портах, на подолах женских нижних льняных юбок.
Вообще, для вепсского национального костюма характерен юбочный комплекс – отрезная рубаха, плюс верхняя юбка с широкой цветной каймой. Позднее появился сарафан с поясом. Еще настоящую вепсянку легко узнать по красному переднику, они его носили в будние дни, а в праздники надевали черный с лентами.
Голову замужние женщины покрывали повойником или так называемой «сорокой» – мягкой шапочкой-платком с выступающим над лбом «клювом». Как правило, их не слишком украшали. В основном вышивались очелья сорок, сшитых из льняной домотканины; они заполнялись редким мелким геометрическим орнаментом, выполненным контрастными нитками.
Конечно, никто не ходил с распущенными волосами. Девушки носили повязки, ленты, на конец косы повязывали декоративный накосник. Самый желанный и символичный головной убор – «красота» представлял собой богато украшенную повязку-корону с бусинами, цветами, бантами и лентами. Его девушка носила всего две недели в жизни: с момента сватовства и до свадьбы, чтобы обозначить свой почетный статус. Далеко не все семьи могли позволить себе «красоту», нередко ее одалживали у родственников, брали в аренду.
Девочки начинали готовить приданое с десяти лет, и за пять лет должны были накопить гору вышитой нарядной и повседневной одежды для себя, будущего супруга, подарки его родне, и обычный бытовой текстиль для жизни. После свадьбы только свекрови приходилось дарить до десяти рубах, крестной матери и теткам жениха – тоже по вышитой рубахе, остальные новоявленные родственницы получали «рукава» (верхнюю часть рубахи из покупной ткани), платки и пояса.
Жениху и дружкам невеста вышивала длинные полотенца для свадебной церемонии, которые завязывались крестообразно на груди.
Стоит отметить, не только вепсянки, но и все женщины на Руси были знатными рукодельницами, они денно и нощно шили, вышивали, пряли, ткали, плели, вязали. Приданое складывали в сундуки и хранили до поры.
Продемонстрировать свои сокровенные наряды можно было только летом, в жару, на полевых работах. Девушкам и женщинам позволялось надеть одну рубаху-накосницу, поэтому они использовали этот шанс для демонстрации своих творческих способностей односельчанам.
Мужской костюм был на много проще – широкие порты и рубаха-косоворотка, сшитая из пестряди. На свадьбу жених надевал белые порты и белую льняную рубаху с двусторонней красной вышивкой. Вепсы, так же, как карелы и финны носили шейный платок, а головным убором в конце XIX века вместо войлочных колпаков стали служить «городские» фуражки, да картузы.
Непременные детали мужского и женского костюма – плетеные и тканые пояса с кистями на концах. Зимой носили зипуны из шерстяных тканей, балахоны.
Основной обувью служили сапоги, а для работы – летом – берестяные лапти и ступни с холщовыми паголенками, обвязанными вокруг ног тонкими ткаными тесемками или веревками.
Близость Санкт-Петербурга повлияла на формирование вкуса народных поселений ближайших губерний, поэтому к началу ХХ века в обиход вепсских мужчин вошел костюм-«тройка» – пиджак, жилетка, брюки.
Как только начинались рождественские праздники и всякого рода посиделки-поглядки, холостые парни надевали праздничные рубахи, а на пояс цепляли связку сушек или конфеток – это чтобы привечать девчат:)) Какая понравилась, той конфетку в повязку, что означало серьезные намерения и возможно – приближающееся сватовство.
Очень интересно! И подобных историй в «Домовушке» вам расскажут сотни!
Сегодня в коллекции студии «Домовушка» более 40 русских народных костюмов северных регионов России, в центральной витрине – большая подборка интерьерных кукол в национальных костюмах, включая вепсские обереговые куколки – мамушки (плодородие), желанницы, неразлучники, зернушки, подорожницы, травницы и т.д.
Например, большую куклу – славутницу невеста выносила на свадьбе и ставила во главе стола, как свидетельство своей непорочности. Наши предки верили в силу рукодельных кукол, которые служили амулетами, оберегами, обязательными атрибутами дома, поэтому невеста брала с собой к мужу вместе с приданным целый сундук кукол.
До наших дней дошло множество традиций, связанных с изготовлением этих оберегов и их использованием. Все начиналось с простейших подручных материалов – веточек деревьев или лозы. Постепенно к ним стали добавлять ткань, а со временем некоторые из куколок изготавливались только из текстиля. Нередко такие обереги набивали высушенными травами, что усиливало их магические свойства.
Самый действенный оберег получался в руках опытных женщин – матери, бабушки-прабабушки, мешать им строго запрещалось. Рукодельница должна была полностью сосредоточиться на процессе. Важно было сделать куколку за раз, т.е. на одном дыхании и энергетическом заряде.
Народная студия «Домовушка» существует в Лодейном Поле с 1995 года и ведет большую работу по возрождению старинных ремесел Ленинградской области и Северо-Запада России. Здесь постоянно занимается 50 детей в возрасте 6-15 лет, и еще 70 дошкольников. Чему учат? Крой, вышивка и шитье национальных русских костюмов, низание бисером, сажение бусами головных уборов и украшений, изготовление интерьерных кукол в русском костюме, традиционных обереговых кукол.
За время своего существования, студия приняла участие более чем в 900 конкурсах, выставках и праздниках в своем в районе, области и за рубежом.
Для туристов «Домовушка» предлагает экскурсионные программы (50 руб. -взрослые, 30 руб. – дети), мастер-классы по изготовлению традиционных кукол от 10 человек из материалов центра (готовое изделие остается у туриста в качестве сувенира). Участие: взрослые – 100 руб., дети – 50 руб. За 200 рублей можно арендовать роскошный костюм с кокошником для фотосессии.
Возможна организация дефиле авторских костюмов в формате «Посиделки».
Заявки принимаются по тел/факс (813-64) 2-40-96 email: s.domovushka@yandex.ru
Адрес: 187700 Ленинградская обл.,г. Лодейное Поле& просп. Ленина 25
Выставочный зал работает ежедневно с 10 до 18, кроме субботы.