Каким будет дом-музей Римского-Корсакова после реновации?
Было бы удивительно, если бы в доме на берегу реки с изумительным видом на Тихвинский монастырь не вырос гений!
Николай Андреевич Римский-Корсаков – самый народный из всех русских композиторов, создатель композиторской школы, востребованной и сегодня, профессор консерватории без консерваторского образования, патриот исконной русской культуры.
Представляю какие фантазии роились в голове талантливого мальчика, каждый день созерцавшего исторические декорации, на фоне которых разворачивались удивительные события, визиты царей и цариц, чудеса исцеления, возрождения и монашеского подвига…
Дед композитора – Петр Воинович Римский-Корсаков предводитель тихвинских дворян выбрал для строительства семейного гнезда самое благостное место в городе – напротив монастыря, рядом с церковью Всех Святых, где по преданию, случилось первое явление чудотворной иконы Божьей Матери. В древности это место было отмечено поклонным крестом, затем на нем поставили деревянную церковь, а в 1776 г. ее заменила каменная.
В скромной усадьбе своего деда Ника (так мальчика называли родные) учился игре на фортепиано, а с балкона любил слушать колокольные звоны. Он часто бывал с родителями на монастырских службах и это миросозерцание, без сомнения, сильно повлияло на художественный мир композитора, а колокола впоследствии часто звучали в его сочинениях.
Свои первые музыкальные произведения Николай Андреевич начал писать в Тихвине, в возрасте 11 лет, тем не менее, через год он поступил на учебу в петербургский Морской кадетский корпус. В 17-летнем возрасте юноша познакомился с М.А. Балакиревым и стал членом его композиторского кружка «Могучая кучка».
Дальше было первое кругосветное плавание, осознание своего музыкального призвания и серьезное решение оставить службу ради сомнительной композиторской карьеры. Впрочем, довольно скоро подтвердилась верность выбранного пути. В последний раз композитор посетил Тихвин в 1862 году в связи с похоронами отца, после чего семья перебралась в Петербург, дом был продан. К счастью, новые хозяева оказались бережливыми, а последовавшие революции и войны пощадили деревянный особняк с мезонином на берегу Тихвинки.
К столетию со дня рождения Н. А. Римского-Корсакова (1944 г.) в сохранившемся доме был открыт музей. В его оформлении принимали участие сын композитора Владимир Николаевич, внук Георгий Михайлович и внучка Татьяна Владимировна.
Мы посетили Тихвин, когда дом-музей Н.А. Римского–Корсакова был закрыт на капитальный ремонт. Его директор – Элен Бордовская назначила нам встречу в церкви Всех Святых (Полковой), где ныне находится концертный зал музея и временно разместилась часть его экспозиции. Начинаем общаться и сразу узнаем интересные подробности:
– Увы, наш ремонт несколько затянулся, ибо при вскрытии обшивки и полов выявились большие проблемы, но в то же время, были сделаны сенсационные открытия. Например, найдены самые первые обои, наклеенные еще во времена постройки этого дома. Изучая архивные материалы, также удалось определить, что ремонт в доме производился через каждые 30 лет, и под десятком более поздних слоев – выявить обои, которые украшали стены после ремонта 1831 года, а также – последнего ремонта, предпринятого отцом композитора в 1859 году. Мы долго обсуждали, какой слой восстанавливать, и решили остановиться на втором, т.к. именно эти обои присутствовали в доме, когда здесь родился и жил Николай Андреевич. Еще много других тайн приоткрыл нам дом в ходе самого грандиозного капитального реставрационного ремонта. Некоторые интересные находки хотим оформить и сделать частью экспозиции. Планируем завершить работы весной 2021 года, а летом – открыться для посетителей.
Одна из свежих историй дома Римских-Корсаковых связана с любопытной архитектурной деталью – «потайной дверью-шкафчиком», которая вела из «второй гостиной» в непарадные помещения дома, в спальни, с переходом во флигель.
Сегодня в основном фонде дома-музея Римского-Корсакова насчитывается почти 15 тысяч предметов, среди них – личные вещи композитора, клавиры и партитуры с его автографами, предметы дворянского быта, мебель.
– Элен Викторовна, каковы самые ценные экспонаты музея?
– Всегда с гордостью говорю, что у нас находится 330 мемориальных предметов, и по их количеству мы относимся к числу наиболее богатых мемориальных музеев России. Для сравнения, в домике няни Пушкина только один, и то предположительно мемориальный предмет – торба Арины Родионовны.
Среди наших самых ценных экспонатов – подлинный герб рода Римских-Корсаковых, рубашка, в которой крестили Нику и всех детей в семье, распашонка, связанная руками его матери, детские рисунки, ростомер – шелковая ленточка, которой раз в год измеряли мальчика. Кстати, последняя отметка на ленте была сделана в 17-летнем возрасте Ники – 1, 83 м.! Еще у нас много предметов, которые находились в доме – кожаная подушечка от кресла отца, несколько альбомов, бювары, вышитые Софьей Васильевной, ее веер и многие другие.
Кое-что из этого сейчас выставлено в витринах концертного зала.
На время ремонта в алтарной части бывшей церкви Всех Святых хранится, пожалуй, главный экспонат музея – подлинный рояль Н. А. Римского-Корсакова фирмы «Беккер», который служил композитору в Санкт-Петербурге более 30-ти лет. На этом рояле играли Чайковский, Мусоргский, Бородин, Глазунов, Лядов, Стравинский, Танеев, Скрябин, стоя у него, пел Шаляпин.
«Инструмент был куплен в 1872 году супругами Римскими-Корсаковыми в свой медовый месяц. Кстати, Надежда Николаевна была отличным музыкантом, друзья композитора по «Могучей кучке» называли ее «наш маленький оркестр». Поскольку срок службы хорошего инструмента 30-50 лет, то супругам в итоге пришлось поменять рояль на новый, а этот подарили дочери, Софье, но в голодном 1920 году, за неимением средств к существованию, она вынуждена была продать инструмент, и дальше след его затерялся, но все-таки был обнаружен по внутреннему номеру «2929». Наш музей купил рояль за 500 рублей в 1962 году», – рассказывает Элен Бордовская.
– Элен Викторовна, насколько изменится экспозиция музея после ремонта? Какие новые технологии вы собираетесь внедрить?
– Сильная сторона нашего музея – минимум новодела. Как я уже говорила, в экспозиции много мемориальных вещей и предметов XIX века, кое-что дополнительно мы приобрели за время ремонта.
Конечно, нововведения будут, и прежде всего, коснутся экспозиционного оборудования, а вот, мультимедиа мы хотим вводить очень деликатно. Например, планируем установить в некоторых залах тачскрины, для того, чтобы посетители могли рассмотреть поближе тот или иной предмет, его оборотную сторону, мелкие вещицы в 3D и т.п.
Хотим также дополнить экспозицию визуальными деталями-проекциями. Например, интерьеры детских комнат в мезонине мы решили «оживить» теневым силуэтом няни…
Вмешиваться в исторический интерьер более глубоко не вижу смысла. Главное – сохранить аутентичную обстановку XIX века в родных стенах дома семьи композитора, где он сформировался как личность и черпал вдохновение. Эту удивительную атмосферность люди хотят почувствовать, именно это здесь ценно, и за этим к нам и едут!
– У Вас прекрасный концертный зал, но все же это знаковая для города церковь Всех Святых – место первого явления иконы Божией матери. Нет ли подвижек к ее возвращению Тихвинскому монастырю?
– Конечно, храм является архитектурной частью обители. Мы понимаем всю его значимость, но так случилось, что с 1987 года церковь используется как концертно-выставочный зал нашего музея со всеми соответствующими обязательствами.
Несколько раз мы обсуждали эту ситуацию с Владыкой, и в 2015 году договорились о проведении праздничных служб в зале храма. Мы многие годы дружим с приходом храма Святого Праведного Иова Многострадального, с Отцом Сергием, который ещё 20 лет назад освятил этот храм и подарил в церковь Тихвинскую Икону Божией Матери. Сейчас, на период ремонта, богослужения не проводятся.
– Для Вас – жительницы Тихвина, наблюдавшей триумфальное возращение Тихвинской иконы Богоматери, что она значит и чудеса ею творимые?
– Очень многое! Если говорить о событиях для дома-музея, то их действительно можно назвать чудесами! Сначала позвонила правнучка отца Николая Васильевского – священника, служившего в церкви Всех Святых, расстрелянного в 1931 году. Вскоре последовал звонок от правнучки Александра Николаевича Витмера – генерала, купившего у Римских-Корсаковых дом в 1872 году, с того времени потомки Витмера жили в этом доме вплоть до открытия здесь музея. Дальше был звонок правнука писательницы Тэффи и т.д. Все эти люди – носители ценной информации, они открыли для нас много нового, позволили проводить интересные встречи, дружить и развиваться. Сегодня мы поддерживаем с ними связи, а также – с двумя другими музеями Римского-Корсакова и потомками композитора.
Директор дома-музея Н.А. Римского–Корсакова Элен Бордовская продолжает: «Еще одно чудо произошло после звонка генерального консула России в Пуэрто-Рико, которая просила принять у нас в Тихвине профессора музыки и истории из далекой латиноамериканской страны госпожу Нелиду Муньос де Фронтера. Оказывается, она является почитательницей гения великого русского композитора, автором книг о нем и руководит оркестром ручных колокольчиков. Мы замечательно пообщались, подружились и даже съездили с ответным визитом в Пуэрто-Рико, а потом – создали такой же коллектив у себя, насколько известно, единственный в России. Теперь ансамбль колокольчиков преподавателей тихвинской Детской школы искусств им. Н.А. Римского-Корсакова – участник всех важных культурных событий города, периодически совершающий гастрольные поездки по стране и за рубеж».
Между прочим, маленький, но очень уютный концертный зал с хорошей акустикой дома-музея в церкви Всех Святых очень любят именитые музыканты, участвующие в фестивалях Тихвина: Рождественском и Пасхальном, православной культуры «Праздничные звоны», «Сентябрь в Тихвине», Международном оперном фестивале им. Н.А. Римского-Корсакова.
Недавно по линии правительства Ленобласти зал получил современное оборудование для проведения онлайн трансляций и мультимедийных спектаклей. Сегодня на огромном экране плазменной панели посетителям демонстрируется постановочный слайд-фильм «Ника», погружающий в мир детства композитора и запечатлевший интерьеры дома-музея до начала ремонта.
Надеюсь, в скором времени мы сможем совершить уже офлайн-экскурсию по обновленной экспозиции, оценить очарование атмосферы особняка XIX века и все те деликатные новации, которые придумали креативные сотрудники музея, во главе с Элен Викторовной Бордовской.