Дорогами Петра по Кингисеппскому и Ломоносовскому районам
Петровская тема всегда актуальна, даже без круглых дат и госзаказа. Уж слишком велика личность и масштаб ее деяний для России и Санкт-Петербургской губернии, в частности. Все у нас создано, построено или начало развиваться именно с петровских времен.
По итогам Северной войны к России были присоединены Ингрия (Ижора), Карелия, Эстляндия, Лифляндия (Ливония), основан Санкт-Петербург. Любопытно, что согласно Ништадскому договору, указанные территории не были уступлены, а были проданы Швецией России за 2 млн. талеров. Таким образом, была решена ключевая задача, поставленная Петром I — выход к морю, освоение земель и налаживание морской торговли с Европой.
О том, как почитают Великого императора в Ленобласти петербургские журналисты узнали в рамках инфотура «Дорогами Петра», организованного ГБУ Ленобласти «Информационно-туристский центр» в день рождения Петра Алексеевича 9 июня 2022 года.
Накануне мы прибыли в Ямбург (ныне Кингисепп), где расположена земляная крепость Ям, ставшая важным форпостом, взятым царем в Северной войне.
Обычно туристы, приезжая в районный центр спрашивают: «А где здесь крепость»? Действительно, ее трудно рассмотреть в зеленых зарослях высоких берегов реки Луги. Только красноречивые указатели, да информационные щиты в Летнем саду помогают хоть как-то сориентироваться на местности.
Построенная в XIV веке она была каменной четырехбашенной твердыней Великой Новгородской республики на западных рубежах, затем – девятибашенной, и при Петре – земляной четырехбастионной. Ее постоянно перестраивали, разбирали, модернизировали, в итоге – сегодня от крепости мало что осталось, лишь часть земляного вала, три бастиона и фрагменты некоторых сооружений под культурным слоем.
Тем не менее, она – объект культурного наследия федерального значения, по которому можно свободно гулять, но полное представление о бывшей застройке дает только виртуальная экскурсия в Кингисеппском историко-краеведческом музее. Это кирпичное здание в стиле модерн стоит прямо здесь, на территории городища.
В мультимедийном зале краеведческого музея Кингисеппа вы легко перенесетесь в Средневековье и глазами ратника сможете наблюдать, как видоизменялась Ямбургская фортеция в разные периоды своего бытования. Трехмерные модели стен и башен, необычные ракурсы, исторические факты, плюс интерактивные игры делают эту дополнительную опцию очень интересной и востребованной, особенно у школьных групп.
Впечатления усиливает юбилейная выставка в соседнем зале «До и после Петра. Из военной истории города», посвященная событиям Северной войны и усовершенствованию крепости в XVIII веке.
Среди экспонатов петровской эпохи экскурсоводы особое внимание обращают на пушку, которая принимала участие в штурме крепости 1703 года.
В Ямбурге Петр I бывал раз 20! Здесь он воевал, занимался перестройкой крепости, налаживал работу стекольных заводов. Более того, кингисеппцы уверены, что первая встреча Марты Скавронской и нашего царя произошла именно здесь, и по легенде, они обвенчались в одной их местных церквей.
К XVIII веку восходит нынешний герб города – в изумрудном поле сидящий на камне черный орел, взирающий на солнце. Сегодня он внесен в Государственный геральдический регистр РФ и подчеркивает историко-культурную преемственность многих поколений людей, проживавших на ямбургской земле.
Вообще, в Кингисеппе к 350-летию Петра I начали готовиться заранее – в 2019 г. в городской центральной библиотеке открылся Петровский центр Исторического общества, а годом позже перед зданием районной администрации установили памятник, в честь 320-летия первого пребывания Петра на берегах Луги (ск. Михаил Польский, арх. Антон Медведев).
Во время встречи в библиотеке нам презентовали только что вышедшую книгу историка Вадима Аристова «Ямбург – город Петра Великого», которая легла в основу тематической экспозиции в Петровском зале.
Главные экспонаты выставки – эпичные картины кингисеппского художника Владислава Сальникова, изобразившего самые важные деяния императора в этих местах.
Сотрудники библиотеки рассказывают, что самодеятельный мастер работал в тесном взаимодействии с историком, поэтому всему, что представлено на полотнах можно верить. Согласованы не только конкретные изгибы реки, но и пуговицы на камзолах персонажей! Выглядит это очень наглядно и трогательно.
Петровский зал открыт для посещения в часы работы библиотеки. (ул. Большая Советская, 30), вт-сб 12:00–19:00. Вход свободный.
От Кингисеппа до Ивангорода всего полчаса езды на туристском автобусе. Правда, это приграничная зона, поэтому на КПП у вас потребуют паспорт и разрешение на въезд. Этим вопросом следует озадачиться заранее – отправить сканы паспортов в Ивангородский музей для получения приглашения и самого пропуска. Также пропуск можно оформить через портал Госуслуг. По мнению бывалых путешественников, удобнее всего посещать приграничные достопримечательности в составе экскурсионных групп. Во-первых, турфирмы берут на себя решение всех формальностей, во-вторых, обеспечивают трансферы по малоизвестным и труднодоступным достопримечательностям.
Итак, перед нами Ивангородская крепость и один из самых красивых пограничных переходов мира! С одной стороны – древнерусская твердыня, с другой – Нарвский замок. Лицом к лицу. Между ними 150 метров – расстояние полета стрелы. Да, что там стрелы! Гиды рассказывают, как один турист с Колодезной башни добросил снежок до подножия эстонской стены:)) А еще вспоминают прошлогодний концерт-акцию «Музыка двух берегов». Дело было в разгар пандемии. Наш саксофонист и эстонский гитарист, каждый на территории своей страны, в Нарвской и Ивангородской крепостях друг напротив друга, исполняли определенную музыкальную партию, а звуки сливались над рекой Нарвой в единую мелодию. Особенно много зрителей собралось в парке на бастионах Нарвских укреплений, увы, смотровые площадки нашей крепости смогли вместить куда меньше желающих. Жители обоих городов, разделенные границей и ковидом, но так соскучившиеся по взаимному общению, с восторгом слушали необычную композицию. Это был мощный эмоциональный прорыв! Тогда обе стороны хотели сделать такие концерты традицией, но теперь отношения изменились кардинально, и до совместных концертов очень далеко.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы на территории Ивангородской крепости была построена по велению Ивана III зодчим Маркусом Греком в духе итальянского Возрождения, что сразу бросается в глаза. На «венецианской» галерее с аркадами сейчас установлены электронные колокола, периодически разрывающие воздух малиновым звоном.
Пока за стенами храма одна за другой идут экскурсионные группы, внутри – тишина и умиротворение. Привратница обязательно покажет вам список иконы Тихвинской Божией матери, напоминающей о том периоде, когда чудотворная святыня, уцелевшая во время пожара в Нарве в 1558 году, хранилась в крепости.
Привлечет ваше внимание и старинная икона на холсте (XIX век) «Всех скорбящих Радосте и обидимых Заступнице…», местами поврежденная пулями. Ее принесли местные жители, спасавшие лик Божьей Матери в период лихолетья, и именно в таком виде она производит сильнейшее впечатление. События-то в этих пограничных землях всегда происходили не шуточные!
Во времена шведского владычества в церкви была устроена лютеранская кирха. После возвращения Петром I этих исконно русских земель, ее восстановили для православного богослужения и освятили во имя Успения Пресвятой Богородицы. Крест с алтаря храма, который сбило ядром во время осады, Петр распорядился поставить на братской могиле русских воинов, похороненных на бастионе “Виктория” в Нарве.
Самые страшные разрушения Ивангородской крепости принесла Вторая мировая война. Фашисты устроили на ее территории концлагерь для военнопленных, а когда отступали взорвали шесть угловых башен, участки стен и внутренние постройки. Глобальные реставрационные работы начались здесь в 70-х гг. Специалисты вернули древним стенам первоначальный вид, включая храмы. Последние в 90-е перешли в ведение Санкт-Петербургской Епархии. С этого времени в Успенской церкви возобновлены богослужения (по выходным и праздничным дням).
У местных жителей и туристов этот храм пользуется большой популярностью. Несмотря на то, что он находится на территории музея «Ивангородская крепость», проход на службу бесплатный.
Несколько лет назад в детинце был возрожден из руин Малый пороховой амбар в рамках международного эстонско-латвийско-российского проекта «Развитие уникального приграничного ансамбля крепостей Нарвы и Ивангорода как единого культурного и туристического объекта». Таким образом, появился новый музейный объект, где развернута постоянная экспозиция по истории Принаровья. Больше всего посетителей привлекает макет старинного русского корабля, который секретным образом раздвигается и демонстрирует свое внутреннее содержание – кают-компанию, трюмы, склады с провиантом. Все мельчайшие детали очень интересно рассматривать!
Стоит упомянуть ежегодный фестиваль исторической реконструкции «Ивангородский рубеж. Петровская виктория», организованный «Музейным агентством Ленинградской области», который проходит в августе. Традиционно в его программе: пешие турниры латников, ярмарка ремесленников, выступления фолк-рок групп, мастер-классы.
С недавних пор экскурсии на патриотическую тему в Ивангороде помимо крепости, включают посещение уникального памятника на месте «Нарвской конфузии».
Это очень труднодоступный туристический объект. Даже если у вас есть пропуск в Ивангород, вы вряд ли найдете это место самостоятельно – на картах не обозначено, указателей нет. По сути, это пограничная полоса с полосатыми столбиками и ухабистой грунтовой дорогой вдоль берега реки Нарвы.
Речь идет о часовне Феодора Стратилата, воздвигнутой на полуострове Кампергольм, в трех километрах к северу от Ивангорода. Здесь, в 1700 году располагался штаб русских войск, осаждавших шведские гарнизоны. И отсюда был наведен мост, по которому русская армия переправлялась через реку, а затем после тяжелого поражения, отступала обратно. Потери убитыми, утонувшими и ранеными составили тогда около 7000 человек!
Для Петра это поражение послужило толчком к реформированию армии и чистки ее рядов от иностранных предателей (наемных командиров), царь сделал упор на подготовку национальных военных кадров. А вот, Карл XII расслабился, и перестал воспринимать русскую армию, как серьезную силу, что в итоге стоило ему жизни.
В 1996 году на месте трагичной переправы под Ивангородом был воздвигнут памятный крест, посвященный русским воинам, погибшим в ходе Северной войны. Спустя 10 лет рядом с ним, в рамках проекта Центра Национальной Славы «Служение Отечеству: события и имена», построили деревянную часовню в честь Святого великомученика Феодора Стратилата – небесного покровителя воинства.
Ивангород не конечная цель нашего маршрута, но самая дальняя, здесь разворачиваемся на 180 градусов, и продолжаем движение в обратную сторону по гребню Ижорской возвышенности, по извилистому Копорскому почтовому тракту в сторону еще одной крепости. Ее история также неразрывно связана с именем и подвигами Петра – это Копорье. В славном 1703 году отсюда был выбит шведский гарнизон и сам царь прибыл осмотреть фортецию. В память этой победы он даже учредил Копорский пехотный полк. Существует легенда, что из осажденной крепости через подземный ход якобы бежал шведский король Карл XII, оставив там карету с золотом. Некоторые копатели до сих пор не оставляют надежду обнаружить ее в тайных подземельях.
Однако, доподлинно известно, что Копорье Петр подарил князю Меньшикову, а после его опалы эти земли отошли в частные руки семьи Зиновьевых. Сама же крепость с середины XVIII века была исключена из списка оборонительных сооружений.
Сегодня Копорская крепость постепенно восстанавливается, отдельные участки – консервируются, на территории ведутся археологические раскопки, и при всем при этом, она открыта для туристов.
Два года назад мы писали о появлении конусообразных крыш на южной и северной башнях, и ходе строительных работ. В декабре прошлого года они завершились, и сегодня нам удалось оценить внешний вид популярного туробъекта «От» и «До».
Конечно, противоаварийный наряд цитадели далек от эстетических канонов, зато это надежно и безопасно.
Прежде всего, нас волновало состояние герсы – гордости твердыни, которую подчеркнуто выделили в арочном проеме. Вот, она торчит острыми железными зубцами из деревянной обшивки. Это единственная в российских крепостях сохранившаяся опускная решетка, преграждавшая некогда врагу вход в крепость.
Коридор крепости Копорье представляет собой видоизмененный рукавчатый захаб. Сейчас деревянные кружальные конструкции фиксируют его кирпичный футляр и обеспечивают безопасный проход посетителей внутри толстых стен.
Кроме того, восстановлены деревянные опоры в волчьей яме (50-метровый ров), усилены арочные пролеты моста, построены временные перекрытия по металлическим балкам и выполнена подвесная конструкция для вывешивания крайнего пролета, который опирался на аварийный участок каменной кладки фасадной стены крепости. Теперь эту стену укрывает каркас лесов и защитная сетка.
Получается, входная группа спасена? Да, но до начала глобальной реставрации. По мнению сотрудников музея, в ближайшие два года она вряд ли начнется.
Более радужные перспективы у церкви Спаса Преображения, что стоит в центре крепостного двора. Поскольку ее восстановлением будет заниматься Епархия, то этот процесс может начаться в любой момент.
Сегодня по новым деревянным настилам туристы попадают внутрь крепости только в составе экскурсионных групп и гуляют только по прямой: от ворот до церкви и обратно. Закрытая забором территория готовится к очередному этапу масштабных археологических изысканий. Возглавляет работы научный сотрудник отдела славяно-финской археологии Института истории материальной культуры (ИИМК) РАН Алексей Липатов.
Следующий пункт назначения – Ропша.
Еще до Северной войны здесь находилась шведская мыза, в которой останавливался Петр во время своих походов на западные рубежи, и позже, когда инспектировал работы по подводу воды из Кипени к фонтанам Стрельны и Петергофа.
Его очень впечатлил минеральный источник «Иордань». Кстати, самый большой в Ленинградской области! Даже сегодня цвет и прозрачность воды изумляет.
Можно понять желание Петра I построить рядом с этим чудом природы Лечебный дворец в голландском стиле, и наведываться туда для оздоровления организма. Во всяком случае, есть свидетельства, что он неоднократно останавливался в Ропше.
Дворец этот был деревянным, часть обстановки – шкаф орехового дерева и два резных трюмо выполнил сам царь-плотник. До наших дней ничего из этого не сохранилось, о бывшей постройке напоминают лишь два возвышения у Стрельнинского шоссе.
Что касается источника, то проход к нему сейчас закрыт – это территория научно-исследовательской базы и водозаборной станции.
По составу вода слабоминерализованная, гидрокарбонатно-кальциевая, минерализация 0,6 г/л. Специалисты рекомендуют ее людям с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, так как она восполняет в организме содержание кальция.
Единственный более-менее сохранившийся свидетель петровских визитов в Ропшу – это Благовещенская церковь на Княжьей горе, некогда входившая в дворцовый комплекс. Сейчас ее благородные руины еще можно увидеть на старинном ропшинском кладбище. Дорогу к ней указывает низенькая голубая церквушка Петра и Павла – временный новодел у оживленной дороги.
Если пройти по тенистым тропинкам средь могил, то можно легко оказаться у заросших буйной зеленью кирпичных стен. До Северной войны это была ингерманландская кирха прихода Ropsu. В 1722 году ее переосвятили в православную церковь; при Григории Орлове вместо крыши появился деревянный купол, рядом – кирпичная колокольня. Как это выглядело современные экскурсоводы обычно показывают на картинках.
Сейчас сохранилась лишь входная группа и алтарная часть храма, вся середина обвалилась полностью. Удивительно, но, несмотря на активные боевые действия во время Великой Отечественной войны, Благовещенская церковь почти не пострадала, существенные разрушения произошли уже в наше время.
Нет никаких сведений относительно планов по ее реставрации, при том, что она числится в перечне охраняемых объектов ГИОП и представляет историческую ценность. Между тем, известно, что в этом небольшом храме молились представители многих поколений императорской семьи и их приближенные, посещавшие летнюю резиденцию – Ропшинский дворец. Увы, сегодня оба объекта находятся в одинаково плачевном состоянии, и все еще ждут позитивных перемен.
Теперь наш путь лежит на южный берег Финского залива.
За поселком Большая Ижора, не доезжая Лебяжьего некогда стоял деревянный путевой дворец Петра I – последний с этой стороны Невской губы по шведской Королевской дороге. От него осталось всего несколько камней фундамента. Нет смысла здесь останавливаться. Мы выходим из автобуса дальше, на высоком берегу поселка Красная горка, где в мае 1703 года произошел последний бой петровской армии со шведами перед их отступлением в крепость Копорье.
Местная знаменитость, краевед, офицер ГРУ, инженер маяка, руководитель музея «Красная горка» Александр Сенотрусов рассказывает, что в поселке есть район, который до сих пор называют «Шведская батарея», там и были похоронены погибшие воины той далекой баталии. По словам краеведа, иногда местные жители обнаруживают в песке черепа и предметы шведского военного обмундирования.
Для низменного рельефа Ингерманландии Красная Горка – место уникальное, 40 м над уровнем моря, панорамный вид на Финский залив с гребня Балтийско-Ладожского глинта, караваны судов, курсирующих по Кронштадскому форватеру… Все как на ладони.
Цены на недвижимость здесь зашкаливают! Современные особняки принадлежат топ-менеджменту крупных петербургских предприятий и редко выставляются на продажу. Это удивительно, поскольку высокий берег постепенно подмывается и обрушается.
Сторожил рассказывает, как в результате наводнения 2011 года местами «ушло» до 30 м суши, многие дома пострадали, площадь некоторых приобретенных участков сократилась вдвое. Нам показали резкий обрыв, буквально, в метре от дороги, а также – дальние камни в заливе, где 300 лет назад находился берег. Впечатляюще!
Ландшафт здесь меняется быстро…
Но самую большую ценность в Красной Горке представляют не виллы и дворцы нуворишей, а невзрачные деревянные домики петровского времени. С ними связана любопытная история.
Дело было в 1710 году во время боев за Выборг. Флот Петра I попал в сильнейший шторм, корабли разбросало в разные стороны Финского залива, и только радикальное решение императора – жечь один за другим дома на обрыве Красной Горки, спасло их от гибели. Пожарище, как маяк служило ориентиром для капитанов. Таким образом, флот выстоял и вскоре Выборг был завоеван. Дальше Петр поступил по-джентльменски, предоставив жителям сгоревшего поселка элитный лес под строительство новых домов. Говорят, мужики не спешили его рубить, сперва «закаливали» древесину особым образом в течение 2-х лет, и только потом валили и распиливали, поэтому дома у них получились сверхпрочные.
Сегодня такой дом легко узнать по планировке – центральная часть с верандой принадлежала главе семейства, в правом крыле жил старший сын с семьей, в левом – младший. Если какое-нибудь крыло дома отсутствует, то это свидетельствует о семейной драме – сын рассорился с родителями и «перенес» свою половину в другую часть поселка. Такое тоже случалось:))
Внешняя обшивка домов, кровля, окна – все это неоднократно менялось, но “скелет” из мореных бревен, подаренных Петром, в большинстве случаев остался неизменным. Держит их три века, и неизвестно еще сколько держать будет!
Читайте также: