Кондитерская «Север» – гастрономический бренд Петербурга
Уже несколько лет представители туротрасли Северной столицы обсуждают возможности развития гастрономического туризма в Санкт-Петербурге. В 2014 году Правительство города начало реализацию программы «Петербургская кухня», объединившей более 30 заведений, которые предлагают гостям традиционные для нашего региона блюда.
Теперь двери этих ресторанов даже украсил специальный знак «Петербургская кухня», правда, он какой-то невзрачный, на русском языке, совершенно ничего не говорящий иностранному туристу – основному потребителю и ценителю такого рода удовольствий.
По мнению туроператоров, гастрономические бренды Петербурга пока не вполне сформированы и не раскручены. В нашем богатом на культурно-исторические памятники городе гастрономическая достопримечательность вряд ли станет якорным брендом, и решающим мотивом для поездки на берега Невы.
Так же, как и в Риме, Париже, Барселоне, гастрономическая составляющая – это важное, но всего лишь приятное дополнение к основной программе показа, без которого немыслим современный туризм.
Любой путешественник во все времена мечтал попробовать национальную кухню той или иной местности в ходе своей поездки, и Северная столица России здесь не исключение. Более того, именитые рестораторы утверждают, что настоящая петербургская кухня впитала традиции многих народов, строивших город, переехавших сюда на ПМЖ и проживавших на берегах Невы испокон веков.
Если серьезно заняться восстановлением старинных рецептов, то получится очень своеобразная и отчасти уникальная гастрономическая история, которая обогатит любую туристическую программу по Санкт-Петербурге и Ленобласти.
Уже давно в меню наших ресторанов особое место занимают: ленинградский рассольник, бефстроганов, «пушкинские» щи, скобелевские биточки… Все знают про корюшку и пышки. А еще Санкт-Петербург знаменит своими кондитерскими брендами – «Север» и «Метрополь».
С 2009 года по инициативе Валентины Матвиенко кондитерская «Север» на Невском проспекте, 44 входит в «Красную книгу памятных мест Санкт-Петербурга» и не подлежит перепрофилированию.
Этот знаменитый фирменный магазин оказался самым старым и устойчивым заведением в центре города, ведущим свою историю с 1903 года.
Все началось с того момента, как купец первой гильдии Федор Крымзенков открыл в цокольном этаже новенького здания Сибирского торгового банка булочную-кондитерскую и кофейню под названием «Централь».
Перед тем, как решиться на новый бизнес, он даже отправил своего сына Василия на Всемирную выставку в Париж ознакомился с кондитерским производством Франции и Германии, дабы внедрить самые прогрессивные технологии в свое предприятии. Успех превзошел все ожидания!
Булочная-кондитерская и кафе просуществовали до конца 20-х годов, а после периода НЭПА они были национализированы. В голодные годы становления советской власти заведение превратилось в булочную, восстановление кондитерского производства началось спустя 10 лет, а с 1936 года магазин на Невском, в котором продавались свежие торты и пирожные стал называться «Норд».
Еще одна остановка кондитерского производства случилась во время войны, но уже с 1946 года оно возобновилось. «Норд» стал «Севером», и до сих пор в его ассортименте сохранились торты-легенды: «Белая ночь», «Лунный», «Норд», «Славянский», «Аврора» и пирожные «Север», «Ленинградское», «Невское», «Лотос», разработанные мастерами в середине прошлого века. Вот, только знаменитый торт «Север» уже сняли с производства.
После реконструкции в 2008 году кафе-кондитерская «Север» на Невском проспекте с собственным мини-производством приобрела интерьеры, похожие на те, что были при Крымзенковых в начале прошлого века.
Кроме того, фабрика превратилась в холдинг “Север-Метрополь”. В 2007 году в связи с постоянно увеличивающимся спросом было построено здание нового завода на Выборгской стороне, которое оснастили самым современным и технологичным оборудованием. Теперь в процессе производства фирменной продукции занято уже более 700 специалистов, а сеть кондитерских по всему городу насчитывает более 100 точек.
Сегодня самым популярным у горожан и туристов остается исторический магазин-кафе «Север» на Невском, 44. Ассортимент впечатляет! Огромные витрины сплошь уставлены тортами, пирожными, коробками с печеньям и конфетами, разнообразными десертами. Всего выпускается более 300 наименований! Глаза разбегаются!
Во всех магазинах сети также можно заказать эксклюзивную продукцию от шеф-кондитера — десерты и торты со свежими фруктами и ягодами, экзотическими наполнителями и изысканными вкусовыми сочетаниями.
Цены в «Севере» выше среднего уровня, а вкус, если верить завсегдатаям с многолетним стажем, изменился не в лучшую сторону. Впрочем, как и качество всех современных продуктов.
С 2014 года на кондитерскую фабрику “Север-Метрополь” (Ловизский переулок, 3) проводятся организованные экскурсии для групп школьников с 10 лет.
О популярности этой услуги можно судить по огромной очереди, расписанной на полгода вперед. Увы, предварительная запись была остановлена с момента объявления карантина в апреле 2020 года, и пока не понятно, когда экскурсии возобновятся. Как мне сказали в коммерческом отделе фабрики, они возобновятся только тогда, когда Роспотребнадзор разрешит детские массовые мероприятия в закрытых помещениях. По лучшим прогнозам, это произойдет не раньше февраля 2021 года.
Таким образом, очередная запись групп будет осуществляться только после того, как организаторы смогут обслужить тех, кто остался в очереди на листе ожидания, т.е. не раньше, чем через год.
Обычно экскурсии на фабрике “Север-Метрополь” начинаются в демонстрационном зале, где все участники обязательно облачаются в халаты, специальные шапочки и сменную обувь, т.к. кондитерское производство требует строгого соблюдения санитарно-гигиенических норм. Дальше ребята посещают все цеха, склад готовой продукции и знакомятся с мастерами-кондитерами. В конце экскурсии проводится дегустация именного торта и сладостей, а также вручение фирменного сувенира от «Севера» каждому школьнику.
В сезоне 2020-2021 учебного года стоимость заявлена в размере 1200 рублей с человека (группы от 10 до 30 человек).
На момент января 2020 года в соцсетях «Экскурсии на производство “Север-Метрополь”» висят следующие объявления:
– Бронирование с 01 сентября 2020 г. на 2020-2021 учебный год и каникулы закрыто, все даты распределены.
– До лета 2021 года все даты забронированы. Забронированные даты обязательно подтверждаются за месяц до начала экскурсии администратору группы.
– Отказные даты размещаются на стене группы – кому повезет занять первым – получает право попасть на экскурсию вне основного бронирования.
Объединенный холдинг “Север -Метрополь” считает своим сладким символом пирожное “Север”, оно также занимает уверенное третье место среди съедобных брендов Санкт-Петербурга. Фестиваль “Гастрономическая карта России” в этом качестве выдвинул также десерт “Анна Павлова” от “Метрополя”.
По заверению руководства, география фирмы «Север» не будет распространяться дальше Ленобласти. Это связано с невозможностью длительной транспортировки скоропортящейся кремовой продукции. Сейчас самые дальние фирменные магазины находятся в Кудрово, Мурино, Гатчине и Кронштадте, не считая малой партии, вывозимой раз в неделю в Москву.
Хит продаж в “Севере” – торт “Северный мед”, в “Метрополе” — эклеры со взбитыми сливками и обсыпкой миндалем.
Кстати, примерно треть точек холдинга, помимо сладкого, сейчас торгует и кулинарной продукцией своего ресторана. В этой категории наиболее популярны у горожан и туристов все те же российские бренды – котлеты «Метропольки», «По-киевски» и салат «Оливье».