Как проходят бесплатные экскурсии в Русской Национальной Библиотеке

Этой традиции уже почти два века. В 1852 году был даже выпущен «Путеводитель по Императорской Публичной библиотеке» (так она изначально называлась), в котором давались подробные описания главных залов и коллекций изданий, размещенных в них. «Публичка» задумывалась как библиотека-музей, поэтому для книг заказывались добротные шкафы и стеллажи, между ними стелились ковры, стены украшали картины, ниши – скульптуры.
Конечно, с той поры многое в интерьерах изменились, но величие этого глобального книгохранилища никогда не умалялось, а только усиливалось, ибо все, что происходило в общественной жизни страны, находило отражение в истории Русской Национальной Библиотеке (РНБ). Сегодня она входит в число пяти крупнейших библиотек мира, обладая уникальными собраниями рукописных и печатных документов на всех языках мира – около 37 миллионов произведений печати и иных информационных ресурсов хранится в ее фондах.
Заглянуть в святая святых может любой желающий в ходе бесплатных экскурсий, которые проводятся раз в месяц в историческом комплексе зданий на Садовой улице. Попасть на них можно по предварительной записи на официальном сайте РНБ. Спрос большой, поэтому каждую следующую объявленную дату надо «ловить».
Что касается платных групп, то здесь проблем нет – в любой удобный для клиента день.
В отличие от читателей, для экскурсантов РНБ делают исключение и раскрывает свои тайны, допуская их в легендарные залы. Например, Овальный зал Русского книжного фонда, зал барона Корфа, библиотеку Вольтера, кабинет Фауста… Увидеть их можно только в рамках экскурсии!


Итак, Российская Национальная Библиотека была основана как первая общедоступная библиотека России по указу Екатерины II в 1795 году на пересечении Невского проспекта и Садовой улицы. Само место говорит о том, какое большое значение императрица придавала этому проекту. А толчком к нему послужила война. В ходе третьего передела Польши в 1794 году, когда Суворов взял Варшаву, нам в качестве военного трофея досталась очень крупная книжная коллекция братьев Залусских. Это польские аристократы, библиофилы, посвятившие жизнь собиранию книг, рукописей, библиографических редкостей.
Перевоз коллекции в Санкт-Петербург был трудным, с большими потерями: из 400 тысяч экземпляров доехало всего 250 тысяч. Тем не менее, это было очень крупное книжное собрание, которое легло в основу фонда.
Строительство и обустройство здания библиотеки затянулось почти на 20 лет. Уже после смерти Екатерины торжественное открытие Императорской Публичной Библиотеки состоялось 14 января 1814 года в Овальном зале. Это явилось важным событием для города и просвещенных горожан, потянувшихся к новым знаниям.
Архитектор В. И. Собольщиков спроектировал красивую залу в тупом углу здания, которую мы всегда можем определить со стороны Невского проспекта по часам в среднем окне второго этажа. Они появились здесь в 1862 году, и обладали внутренним и внешним циферблатами, электромагнитным маятником и были синхронизированы с часами Пулковской обсерватории, поэтому всегда показывали точное время. Сейчас они ужи ни с чем не соединены, но ходят исправно.

Овальный зал Русского книжного фонда РНБ.

Поскольку все книги из коллекции Залусских были на иностранных языках, то в первом же положении Императорской Публичной Библиотеки внесли пункт о том, что в ее фонды должны поступать по 2 экземпляра любой печатной продукции, выходящей из-под печатного станка на территории Российской Империи. Это правило работает до сих пор. Однако, на момент открытия библиотеки ее русскоязычный фонд собирался из старославянских и реформированных книг. Дело в том, что в 1708 году Петр Первый провел реформу печатного шрифта, значительно упростив старославянский витиеватый стиль на лаконичный гражданский. Таким шрифтом мы пользуемся до сих пор.
Фонды Национального книгохранилища за прошедшие 200 лет разрослись до немыслимых размеров. По словам библиотекарей, места для книг не хватает никогда! Особенно остро кризис назрел в конце ХХ века. Тогда и было принято решение о строительстве нового здания на Московском проспекте. Сейчас там хранятся издания, вышедшие после 1957 года, а все старинное – осталось в историческом комплексе зданий.
В Овальном зале размещается хранилище Русского книжного фонда. В одной его витрине гид показывает нам книги, напечатанные при Петре и после него, например, «Описание порядка державного погребения» и «Коронационный альбом» российских императоров, «Описание Санкт-Петербурга» от 1779 года, первое издание А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», а также «Правила для посетителей Императорской Публичной Библиотеки» от 1814 года.


Экскурсовод обязательно обратит ваше внимание на полки в книгохранилище, где все книги стоят, практически, в одинаковых переплетах. Почему? Дело в том, что в XIX веке типографии выпускали в свет все издания вообще без обложек. Так было принято, и покупатели могли самостоятельно заказывать себе переплет по вкусу и по средствам. Поэтому при библиотеке была создана переплетная мастерская, которая переплетала все книги, поступающие в фонды по стандартному образцу. Обязательная аббревиатура внизу корешка – золоченое тиснение «ИБ» означает Императорская библиотека.
Но самое главное в любом издании – это его шифр, так называемый, адрес книги, чтобы она не потерялась. Первая цифра означает номер зала, вторая – номер шкафа, третья – номер полки, четвертая – порядковый номер на полке. Шифр заносится на карточку, и по нему легко найти нужный экземпляр. Книги должны стоять строго в определенном порядке, и только специалист имеет право доступа в фонды, чтобы не нарушить этот порядок.
В переходах между зданиями поражает нескончаемая вереница шкафов с каталогами. Только по их огромному количеству можно себе представить какое же море книг хранится в РНБ!
Второе здание Императорской библиотеки было построено в 1872 году по проекту Росси, его сердце – зал барона Корфа (назван в память о пятом директоре библиотеки), в котором многие десятилетия хранилась коллекция «Россика». Сегодня зал представляет собой эффектную выставочную площадку с восстановленными историческими элементами.
Правая дверь он него ведет в Зал справочной информации и электронных ресурсов, а в левом крыле разместился очень атмосферный Отдел эстампов.

Зал барона Фогеля в РНБ.

Дальше гид ведет нас в третий корпус, возведенный Собольщиковым на внутренней территории библиотеки, где в 1862 году открылся новый читальный зал. На тот момент это было очень прогрессивное архитектурное сооружение: светлое, хорошо вентилируемое, снабженное подъемными машинами для книг, шкафами и столами для справочной библиотеки и дополнительными помещениями для занятий художников. Но самое главное здесь впервые было применено газовое освещение. До этого библиотека работала без какого-либо искусственного света, только в течение светового дня. Для Петербурга, с его долгой зимой, прогресс был очевиден. Кроме того, в этом зале впервые предусмотрели отдельные места для женщин. До этого они в читальные залы не допускались вообще. Архитектор даже обустроил поблизости дамскую комнату, где читательницам помогали приводить себя в порядок две женщины из числа обслуживающего персонала.
Кстати в XIX веке профессия библиотекаря была весьма престижной и исключительно мужской. Служащие носили шикарную униформу, выглядели очень солидно, их уважали и платили хорошее жалование. Прошло каких-то 150 лет, и как кардинально все изменилось!
В 1970 году читальному залу присвоили имя Ленинский, и таковым он остается до сей поры. Известно, что Владимир Ульянов, приехав в Петербург в 1893 году, поселился неподалеку от ИПБ, и стал постоянным ее читателем. Любопытно, что когда Ильич эмигрировал из России, то не раз использовал особый статус библиотеки. Дело в том, что почта от дарителей, поступающая в ИПБ из-за границы была освобождена от досмотра. Таким образом в Российской империю вождь мирового пролетариата переправлял запрещенную литературу.

Ленинский зал в РНБ.

Библиотека Вольтера.
«Его труды сформировали мой разум и мои убеждения… Будучи моложе, я желала ему нравиться», – так писала Екатерина II о Вольтере – французском философе, апостоле разума, защитнике свободы и стороннике рационализма. Начиная с 1763 года и 15 последующих лет они состояли в активной переписке, восхищались друг другом, хотя никогда не встречались лично. Просвещенная императрица прониклась идеями великого мыслителя, и часто называла себя его ученицей.
Когда мэтр умер, она решила выкупить его библиотеку и даже хотела построить в Царском Селе точную копию Фернейского замка. Увы, этим мечтам не суждено было сбыться, но библиотека таки приехала в Санкт-Петербург. Первоначально она была размещена в Зимнем дворце и открыта для посещения российской элиты, но после восстания декабристов Николай I закрыл «рассадник вольнодумных идей». Со временем книги Вольтера перевели в ИПБ, и только в 2003 году собрание оформили наилучшим образом. Французское правительство сделало подарок Санкт-Петербургу к его 300-летию, создав Центр изучения эпохи Просвещения «Библиотеку Вольтера» – отдельное роскошное помещение, с витражами на окнах, дубовыми шкафами по образцу тех, которые приехали с библиотекой и предметами искусства.
Гид подчеркивает, что это одна из немногих личных коллекций, сохранившаяся как отдельное собрание в РНБ. Здесь также представлены книги из личных библиотек Д. Дидро и Ж.-Ж. Руссо.

Интерьеры Библиотеки Вольтера в РНБ.


В первом зале Библиотеки Вольтера находится та самая историческая коллекция, приобретенная Екатериной II в 1779 г. Более 6 тысяч книг, представляющих самые разные области знаний, как и положено библиотеке ученого. Здесь нет библиографических редкостей. Ценность этих книг состоит лишь в том, что их читал Вольтер, причем, делал это очень эмоционально, оставляя комментарии на полях, форзацах, обложках, загибал углы, словом, как-то выражал свое мнение. Поэтому это собрание – замечательный материал для изучения творчества Вольтера. Уже издано 8 томов «Корпуса читательских помет Вольтера», комментариев к ним, и эта работа продолжается.
Специально для этого проекта была сделана бронзовая копия статуи французского скульптора Ж.-А. Гудона «Сидящий Вольтер». Мраморный оригинал хранится в Государственном Эрмитаже. Напротив, над дубовой дверью висит портрет Екатерины II в овальной раме.
В витрине под стеклом выставлен Фернейский каталог, в соответствие с которым была расставлена вся библиотека, а также некоторые рисунки помещений замка, где жил Вольтер, полное их описание, с образцами обоев и обивки мебели.
Второй зал занимает библиотека Санкт-Петербургского шляхетного корпуса – коллекция из 7 тысяч книг, главным образом XVIII – первой четверти XIX в., на немецком, французском, латинском, итальянском и русском языках, преимущественно учебного содержания.


Переходим в самый большой «Зеленый» зал, вернее, зал с зелеными абажурами, рассчитанный на 400 посадочных мест.
Читальный зал был построен по проекту архитектора Е. С. Воротилова и открыт для посетителей 7 сентября 1901 года. Его также  строили в полном соответствии с гигиеническими требованиями своего времени и с максимальным учетом удобств для работы читателей и библиотекарей. Высокие потолки, двухъярусные окна, обеспечивавшие хорошее дневное освещение, вентиляция, шесть рядов столов. Перед самим читальным залом, в аванзале, находилось справочное отделение с библиотекарем при нем. После реконструкции зал сохранил все архитектурные особенности, а в его собрании насчитывается около 80 тысяч изданий на русском языке. В основном это актуальная научная литература, энциклопедии и справочники, учебные руководства, а также пособия ведущих вузов Москвы и Санкт-Петербурга, изданные за последние десятилетия.
Любопытная деталь. До революции в РНБ существовала штатная должность «таксовод» – сотрудник, отвечавший за содержание такс, которых он выпускал ночью в книжные хранилища для ловли крыс. Отдавая дань традиции, сегодня в РНБ, по аналогии с Эрмитажем, существует «кошачий штаб», состоящий из десятка хвостатых охотников.

Выставочный зала Отдела редких книг в РБН.

Весь первый этаж главного здания РНБ занимает Отдел редкой книги. Он был образован в середине XIX века. До этого инкунабулы (от слова «колыбель») – книги, изданные в первые 50 лет после изобретения книгопечатания, были рассеяны по всему фонду.
Для наглядности гид показывает нам так называемый блокбук, который использовался до изобретения наборного шрифта. На деревянных досках вырезались письмена, натирались пигментом и делались отпечатки (не более 200 с одной доски), т.к. дерево очень мягкий материал и буквы быстро затирались. А при наборной печати из металлических букв можно было сделать любое количество отпечатков, разбирать клише, опять собрать нужную комбинацию и печатать снова, и снова.
Как известно, процесс книгопечатания, перевернувший мир, был изобретен Иоганном Гуттенбергом в середине XV века. В витрине Выставочного зала мы можем видеть копию самой первой печатной книги – это 42-х строчная Библия Иоганна Гуттенберга. Увы, наш оригинал в 30-е годы большевики продали, сейчас он находится в Швейцарии.
Впрочем, даже на копии хорошо видно, что печать тогда делалась в два проката: вначале черными чернилами, потом красными, и затем вручную дописывались заглавные буквы и картинки.
Рядом вставлены некоторые оригинальные произведения знаменитых типографов Европы: Альдов (Венеция) и Эльзевиров (Нидерланды).

Инкунабулы в витринах Выставочного зала Отдела редких книг РНБ.

Все витрины в выставочных залах Отдела редких книг прикрыты плотной тканью. Гид на несколько минут поднимает ее, показывает драгоценные инкунабулы, вновь прикрывает и переходит к следующей витрине. Теперь перед нами образцы отечественного книгопечатания, которое в России появилось на 100 лет позже, чем в Европе. Как мы помним со школьной скамьи, в 1564 году Иван Федоров напечатал первую кириллистическую книгу «Апостол», а через год – «Чесослов». Все это происходило на фоне гонений на печатника со стороны невежественного духовенства.
Он вынужден был переехать в Вильно и Львов. В послесловии к Львовскому Апостолу 1574 года он писал, что в Москве ему пришлось претерпеть очень сильное и частое озлобление по отношению к себе не от царя, а от государственных начальников, священноначальников и учителей, которые завидовали ему, ненавидели его, обвиняли во многих ересях и хотели уничтожить Божие дело книгопечатания. Тем не менее, оно прижилось и приросло массой последователей.
Коллекция кириллических фолиантов, изданных с 1491 по 1 января 1801 гг. насчитывает более 7 тыс. экземпляров и представляет собой одно из крупнейших в мире собраний старопечатных славянских и русских книг. На полках «Публички» отыщутся все известные в настоящее время славянские инкунабулы.
Поскольку большинство из них происходит из библиофильских собраний, то эти старинные книги отличает великолепная сохранность и роскошь переплетов.

Выставочный зал Отдела рукописей в РНБ.


В Выставочном зале Отдела рукописей на отдельном столике выставлена замечательная копия Остромирова Евангелия – древнейшего, объемного рукописного памятника Древней Руси, созданного дьяконом Григорием в 1056—1057 годах для новгородского посадника Остромира.
Евангелие-апракос, написано крупными, прямо стоящими буквами уставного письма. Это очень красивый и самый торжественный стиль письма русских книг XI-XIV веков. Текст написан в два столбца по 18 строк на странице, рукопись состоит из 294 листов тонкого белого пергамента.
Специалисты условно делят Остромирово Евангелие на две основные части: в первой -тексты относятся к подвижному лунному кругу церковного календаря, вторая часть связана с солнечным кругом и преимущественно охватывает постоянные календарные праздники. Все разделы Евангелия обособляются друг от друга изящными миниатюрами, заставками. Чудесный фолиант!
Сегодня посетители библиотеки могут осторожно полистать выставочный образец и детально рассмотреть, с какой любовью дьякон Григорий выписывал каждую буковку.
Отлично сохранились чернила. Обычно писари варили их из ольховых шишек в сусле, с добавлением железа, и этот состав от соприкосновения с бумагой и воздухом консервировался.


Самое таинственное место в «Публичке» это Кабинет Фауста.
Готическую залу, напоминающую средневековую монастырскую библиотеку XV века, спроектировал архитектор И. И. Горностаев в 1857 году. Сводчатый расписной потолок, мощные колонны, витражи, резная дубовая мебель, пюпитры для чтения, песочные часы, астролябия, но главное – драгоценные книги в кожаных переплетах.
Здесь собраны инкунабулы – книги, изданные до 1501 года. В то время они были редкостью и стоили так дорого, что их приковывали к стенам во избежание похищения.
Начало собранию инкунабулов в РНБ положила та самая библиотека Залусских, вывезенная из Варшавы в конце XVIII в. В дальнейшем коллекция многократно пополнялась из других частных собраний, а также путем покупки отдельных экземпляров, в том числе и на международных аукционах.
В коллекция РНБ имеется множество книг немецких, итальянских, французских и голландских типографских центров, есть редчайшие и уникальные экземпляры.
Всего более 6 тысяч единиц, и все в очень приличном состоянии, если учесть, что этим книгам более 500 лет.
В центре «Кабинета Фауста» установлена бронзовая скульптура германского первопечатника, а над ним, на карнизе колонн высечена надпись: «Дело Иоганна Гуттенберга будет жить в веках»!
Что ж, в этом мы убеждаемся каждый день, и надеемся, что никакой Интернет не заменит осязаемую красоту и ценность печатной книги. Собственно, на этой оптимистичной ноте и заканчивается экскурсия по Российской Национальной библиотеке.